О разумных сроках ведения судопроизводства PDF Печать E-mail
31.03.14 14:00

О разумных сроках ведения судопроизводства

 

4 мая 2010 года вступил в силу Федеральный закон №68-ФЗ от 30.04.10 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Законом закреплено право на получение денежной компенсации для граждан, лиц без гражданства, российских, иностранных и международных организаций, являющихся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, а также подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, оправданных, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков в уголовном судопроизводстве при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подается в:

• суд общей юрисдикции, если требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок вызвано длительным судебным разбирательством в суде общей юрисдикции, длительным досудебным производством по уголовным делам;

• арбитражный суд, если требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок вызвано длительным судебным разбирательством в арбитражном суде.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве суда первой инстанции рассматривают:

• верховный суд республики – по делам, подсудным мировым судьям, районным судам, гарнизонным военным судам;

Верховный Суд Российской Федерации – по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов;

• федеральный арбитражный суд округа.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд:

• в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому было допущено нарушение;

• до окончания производства по делу, по которому было допущено нарушение, в случае, если продолжительность рассмотрения данного дела превысила три года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство. В случае установления подозреваемого или обвиняемого заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано до прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу обвинительного приговора суда, если продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Выплата или получение «серой» заработной платы наказуемы

 

Не все граждане осознают, что вступая в отношения по получению зарплаты «в конверте», отличной от официального заработка, они несут риск привлечения к ответственности, установленной налоговым законодательством.
Принято считать, что основным виновником такого деяния является организация – работодатель, выплачивающая по экономическим соображениям «серую» заработную плату своим работникам.

Действительно, нерадивый работодатель, в случае подтверждения выплаты им зарплаты «в конверте», подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса РФ – невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов – в виде штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

За указанное деяние, совершенное налоговым агентом в личных интересах в крупном или особо крупном размере, установлена ответственность по ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ – «Неисполнение обязанностей налогового агента».

Однако и работник, получающий «серую» заработную плату и не декларирующий самостоятельно доход, отличный от его официального заработка, подлежит привлечению к ответственности.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплата налога возложены, в том числе на физических лиц, получающих другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

Данные сведения отражаются в налоговой декларации, которая во исполнение п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту жительства (учета).

За непредставление в установленный срок налоговой декларации предусмотрен штраф в размере 5 % не уплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ).

Одновременно неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)также влечет по ст. 122 Налогового кодекса РФ применение к работнику мер ответственности в виде штрафа в размере от 20 % до 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

При таких условиях нивелируется вся «выгода» от незаконных отношений, в которые вступают как работодатель, так и работник, и, что немаловажно, страдает их репутация честных налогоплательщиков.

 

 

 

 

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей)

 

В соответствии с приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования 

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты применяются: - работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; - образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; - при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. 

Стандартом “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” установлено, что в функции педагога входят: - разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; - осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; - участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; - планирование и проведение учебных занятий; - систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; - организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; - формирование универсальных учебных действий; - формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями; - формирование мотивации к обучению; - объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. 

Возможные наименования должностей по данной профессии - “учитель”, “воспитатель”. Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. 

Требования к опыту практической работы не предъявляются.

 

 

 

В нормативные акты внесены изменения, устанавливающие порядок перехода студентов с платного на бесплатное обучение

 

Приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443 установлен порядок перехода студентов, получающих высшее и среднее профессиональное образование, с платного на бесплатное обучение, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. 

Установлено, что переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе. 

Образовательной организацией обеспечивается открытость информации о порядке перехода с платного обучения на бесплатное путем размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из следующих условий: а) сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично»; б) отнесения к следующим категориям граждан: - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - граждан в возрасте до двадцати лет, имеющих только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи, ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; в) утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя). 

Обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное. К заявлению прилагаются следующие документы: а) подтверждающие отнесение данного обучающегося к указанным категориям граждан; б) подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (при наличии). При наличии двух и более кандидатов одной очереди на одно вакантное бюджетное место приоритет отдается: а) в первую очередь - обучающимся, имеющим более высокие результаты по итогам промежуточной аттестации двух семестров, предшествующих подаче заявления о переходе с платного обучения на бесплатное; б) во вторую очередь - обучающимся, имеющим особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации. 

При наличии двух и более кандидатов первой очереди на одно вакантное бюджетное место приоритет отдается обучающимся, имеющим особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации.

 

 

 

 

 

С 1 июля 2014 года рост платы за коммунальные услуги будет ограничен

 

 

Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации” Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 157.1, запрещающей повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера указанной платы, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.

Предельные индексы будут устанавливаться на основании индексов изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ, как правило, на срок не менее трех лет.

Предельные индексы и индексы изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ на первый долгосрочный период должны быть установлены не позднее чем 1 мая 2014 года и введены в действие с 1 июля 2014 года.

Правительством РФ также должны быть утверждены основы формирования индексов, определяющие, в частности, порядок расчета и применения индексов по Субъектам РФ и предельных индексов, мониторинга и контроля их соблюдением, а также основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.

Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования – 30 декабря 2013года.