Прокуратура сообщает PDF Печать E-mail
08.05.14 11:22

Заключение под стражу как мера пресечения.

Заключение под стражу обвиняемого или подозреваемого, по сравнению со всеми иными мерами пресечения, ограничивает конституционные права и свободы человека. Ограничение данного права возможно исключительно по решению суда. При принятии решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока ее действия необходимо обеспечивать соблюдение прав подозреваемого, обвиняемого, гарантированных статьей 22 Конституции Российской Федерации и вытекающих из статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Мера пресечения в виде заключения под стражу может применяться только в отношении обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В отношении обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления средней тяжести, эта мера пресечения может применяться лишь в исключительных случаях, при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

В случае установления причастности лица к совершению преступления, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора выносит соответствующее ходатайство перед судом об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К нему прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если подозреваемый или обвиняемый был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ, то материалы представляются в суд не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания. Постановление и приложенные к нему материалы подлежат рассмотрению в судебном заседании единолично судьей районного суда или военного гарнизонного суда по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого.


Для участия в заседании доставляется подозреваемый, обвиняемый, приглашается прокурор, защитник, если последний участвует в уголовном деле. Рассмотрев ходатайство, представленные материалы и доказательства, выслушав мнения сторон по заявленному ходатайству, судья выносит одно из следующих постановлений:

  1. 1)об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. В таком постановлении обязательно должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, давшие основание для принятия решения;
  2. 2)об отказе в удовлетворении ходатайства. В случае такого рода судья вправе по собственной инициативе (при наличии предусмотренных в УПК РФ оснований и условий) избрать меру пресечения в виде залога или домашнего ареста;

3)   о продлении срока задержания. Продление срока задержания
возможно при условии признания судом задержания законным и
обоснованным. Допустимая продолжительность такого продления — не
более 72 часов с момента вынесения судебного решения.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и приводится в исполнение немедленно.

Когда вопрос об избрании в отношении подсудимого данной меры пресечения возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе.

Должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано незамедлительно уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии — других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего — также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в апелляционном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения.


Вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об оружии», согласно которым законодателем расширен перечень граждан, которым запрещена выдача лицензий на приобретение оружия.

Федеральным законом от 02.04.2014 № 63-ФЗ внесены изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии".

В новой редакции пункта 3 ч. 20 ст. 13 указанного закона расширен перечень граждан, которым запрещена выдача лицензий на приобретение оружия. Кроме лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, запрет распространен также на лиц, имеющих снятую или погашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные с применением оружия.

Аналогичный запрет в пункте 5 ч. 20 ст. 13 ФЗ «Об оружии» установлен для лиц, которые совершили повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления; административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты; административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ. Запрет будет действовать до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Одновременно из части десятой статьи 13 Закона об оружии исключен запрет на приобретение охотничьего и спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами, которые ранее совершали правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, нарушений в сфере оборота оружия.

Ранее указанный запрет Конституционным Судом Российской Федерации был признан неконституционным, так как не конкретизировал срок запрета, а также вид юридической ответственности, в связи с которой установлена данная административно-предупредительная мера, и в силу своей неопределенности позволял рассматривать её как установленную бессрочно.

Изменения вступили в силу 13 апреля 2014 года.


Изменен порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и их

должностных лиц

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этой связи изменился порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц, органы прокуратуры наделены рядом полномочий в указанной сфере.

Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (далее - ОМС) Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Органы прокуратуры осуществляют координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении ОМС. При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней. На территории республики проведение плановых проверок деятельности ОМС будет осуществляться органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой РСО-Алания (далее -ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны направлять в республиканскую прокуратуру проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности ОМС не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок. Прокуратура на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

Ежегодный план подлежит размещению на официальном сайте прокуратуры РСО-Алания и соответствующего органа государственного контроля   (надзора)     в     информационно-телекоммуникационной     сети


«Интернет» не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.

Законодательно закреплено, что проведение внеплановых проверок деятельности ОМС возможно на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой республики, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности ОМС могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Информация о результатах проведенной проверки деятельности ОМС, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также федеральным законом определено, что срок, устанавливаемый органами государственного контроля (надзора) для предоставления ОМС информации по запросу, составляет не менее 10 рабочих дней. Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. При этом ОМС вправе не предоставлять информацию по запросу органов государственного контроля (надзора), если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В таком случае орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.


Кроме того, ОМС, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.


Вступили в силу изменения в УК РФ и УПК РФ

В январе текущего года, в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве" (за исключением отдельных положений), вступили в силу изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации.

Внесенными в Уголовный кодекс РФ изменениями установлена ответственность за: незаконное распространение информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего по уголовному делу, не достигшего 16-тилетнего возраста, что повлекло тяжкие последствия; уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Кроме того, законом предусматриваются изменения, касающиеся: подсудности дел об отдельных преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, которые теперь не могут рассматриваться в суде с участием присяжных заседателей; порядка принятия решения о признании потерпевшим, а также расширения прав и обязанностей потерпевшего; обеспечения участия адвоката в качестве представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено половое преступление; отстранения от участия в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего; особенностей проведения допроса, очной ставки и проверки показаний с участием несовершеннолетнего; мер по обеспечению гражданского иска; уведомления потерпевшего о заявлении обвиняемым ходатайства о применении особого порядка судебного разбирательства; применения мер государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Согласно внесенным в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации изменениям администрация исправительного учреждения незамедлительно должна уведомить потерпевшего о том, что осужденному в период отбывания наказания предоставлен отпуск. Администрация исправительного учреждения обязана не позднее, чем за 30 дней до освобождения, а при досрочном освобождении осужденного - в день освобождения направить уведомление об этом потерпевшему или его законному представителю.


Также при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от наказания судом будет учитываться, возместил ли осужденный причиненный преступлением вред потерпевшему.




 


Роль прокурора в административном судопроизводстве

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации -единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Одной из функций прокуратуры, закрепленной в ст. 2 указанного закона, является возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.

Полномочия прокурора в названной сфере закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ). В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и назначаемых им прокуроров возложено осуществление в пределах своей компетенции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Согласно ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протесты на постановления по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденном по инициативе прокурора.

Статьей 28.4 КоАП РФ прокурору предоставлено исключительное право возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63, 6.19, 6.20,7.24,4. 1 ст. 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, ч. 1,2, 4 и 5 ст. 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), ч. 1, 2 ст. 14.25, ст. 14.35, ч. 1 ст. 15.10, ч. 4 ст. 15.27, ст. 15.33.1, ч. 3 ст. 19.4, ст.ст. 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 КоАП РФ. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ и направляется для рассмотрения по компетенции в суд либо в соответствующий контролирующий орган.

На основании ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы, кроме


прокурора, в порядке надзора лицами, указанными в ст.ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ.

При реализации возложенных надзорных функций прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Должностные лица перечисленных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора незамедлительно.

За невыполнение законных требований прокурора предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.