СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района» PDF Печать E-mail
05.12.19 16:02

                                                             УТВЕРЖДЕН

                                                                  распоряжением контрольно-

       счетной палаты Алагирского

                                                              муниципального района

                                                              от 27.05.2018 г.

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

 ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

 

«Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 3

2. Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки. 4

3. Источники информации и сроки проведения внешней проверки. 6

4. Содержание внешней проверки. 7

5. Организация внешней проверки бюджета. 9

6. Подготовка заключения по результатам внешней проверки. 11

7. Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки. 13


1. Общие положения

1.1. Типовой стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении  бюджета муниципального района» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»,  Положением о контрольно-счетной палате Алагиирского района, утвержденное решением Собрания представителей Алагирского района от  № 5-33-9 от 24.12.2015г., Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)).

1.2. Стандарт применяется с учетом:

- Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- нормативных и методических документов Министерства финансов Российской Федерации (далее также – РФ), регулирующих порядок исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

-  Положения о бюджетном процессе в  Алагирском районе;

1.3. Стандарт устанавливает нормативные положения для организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района за отчетный финансовый год (далее – бюджет), включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств местного бюджета (далее – ГАБС) и подготовку заключения контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении  бюджета муниципального района за отчетный финансовый год (далее – заключение контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета, заключение).

1.4. Под внешней проверкой в настоящем Стандарте понимается совокупность взаимосвязанных действий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключение контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также данных, полученных в ходе контрольных мероприятий, результаты которых влияют на показатели годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, в соответствии с требованиями БК РФ, решения о бюджетном процессе (далее – внешняя проверка).

1.5. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения внешней проверки годового отчёта на всех его этапах, в том числе единых организационно-правовых, методических, информационных основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки заключения контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства.

1.6. Задачами Стандарта являются:

- определение целей, задач, предмета и объектов внешней проверки;

- определение источников информации для проведения внешней проверки;

- установление основных этапов организации и проведения внешней проверки;

- установление требований к структуре и содержанию заключений контрольно-счетной палаты по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и на годовой отчет об исполнении бюджета;

- установление требований к оформлению результатов внешней проверки;

- установление порядка рассмотрения и утверждения заключения контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета, представления его в Собрание представителей  района и главе муниципального района.

1.7. Стандарт предназначен для использования должностными лицами контрольно-счетной палаты, специалистами сторонних организаций и экспертами, привлекаемыми контрольно-счетной палатой к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

1.8. Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов внешней проверки, составу объектов внешней проверки, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых в ходе внешней проверки документов.

1.9. Термины и определения Стандарта соответствуют терминам, установленным в документах, указанных в пункте 1.2 Стандарта.

2. Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки

2.1. Целью проведения внешней проверки является контроль достоверности годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности ГАБС, законности и результативности деятельности по исполнению местного бюджета в отчетном финансовом году, с учетом имеющихся ограничений.

2.2. Задачами внешней проверки являются:

-       контроль своевременности, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности ГАБС;

-       установление полноты и достоверности годового отчета об исполнении бюджета;

-       оценка социально-экономических (макроэкономических) условий (основных показателей прогноза социально-экономического развития) и результатов исполнения бюджета;

-       определение степени выполнения требований законодательства при организации исполнения бюджета;

-       оценка соблюдения (выполнения) бюджетных назначений и иных показателей, установленных решением Собрания представителей района о бюджете муниципального района (далее – решение о бюджете);

-       оценка формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета, дефицита (профицита) бюджета;

-       определение эффективности деятельности по управлению муниципальным имуществом (полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от использования муниципального имущества, муниципальным долгом, предоставлению бюджетных кредитов и  муниципальных гарантий;

-       оценка полноты и своевременности устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее;

-       определение направлений совершенствования исполнения бюджета, использования имущества, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

2.3. Предметом внешней проверки являются годовой отчет об исполнении   бюджета муниципального района за отчетный финансовый год, документы, предоставленные в контрольно-счетную палату в соответствии с требованиями  решения о бюджетном процессе, решение о бюджете на отчётный финансовый год, отдельные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию исполнения бюджета в отчётном финансовом году, бюджетная отчетность ГАБС, а также документы и материалы, необходимые для проведения внешней проверки и  полученные контрольно-счетной палатой в установленном порядке.

2.4. Объектами внешней проверки являются  финансовый орган, главные администраторы средств местного бюджета, муниципальные учреждения и унитарные предприятия муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования.

2.5. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности ГАБС не проводится в отношении главных администраторов доходов бюджета, являющихся федеральными органами и учреждениями. При этом имеющаяся информация о деятельности указанных главных администраторов может анализироваться с точки зрения ее влияния на исполнение бюджета и отчетность об исполнении бюджета.

2.6. Внешняя проверка предусматривает проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

3. Источники информации и сроки проведения внешней проверки

3.1. Информационной основой проведения внешней проверки являются:

-       нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания  и органов местного самоуправления;

-       решение о бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и  решения о внесении изменений в решение о бюджете;

-       годовая бюджетная отчетность ГАБС;

-       годовой отчет об исполнении бюджета;

-       ежемесячные, квартальные отчеты об исполнении бюджета;

-       информация об исполнении муниципальных  и ведомственных программ;

-       заключения контрольно-счетной палаты на отчеты об исполнении бюджета за иные отчетные годы;

-       материалы контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой, в ходе которых периоды отчетного года входили в проверяемый период;

-       статистические показатели;

-       иная информация, полученная контрольно-счетной палатой в установленном порядке, и документы, характеризующие исполнение бюджета, в том числе данные оперативного (текущего) контроля хода исполнения бюджета за отчетный период.

3.2. Для дополнительного анализа и формирования выводов по итогам исполнения бюджета могут направляться запросы в органы местного самоуправления, Управление Федеральной налоговой службы по  Республики Северная Осетия-Алания,  и  иные учреждения и организации.

3.3. Сроки проведения внешней проверки, подготовки и рассмотрения заключения контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета устанавливаются внутренним организационно-распорядительным документом контрольно-счетной палаты с учетом положений БК РФ, решения о бюджетном процессе.

4. Содержание внешней проверки

4.1. Анализ бюджетной отчетности, дополнительных документов и материалов к годовому отчету должен позволить сделать основные выводы о полноте и достоверности бюджетной отчетности, итогах исполнения бюджета, законности и эффективности деятельности участников бюджетного процесса.

4.2. Степень полноты бюджетной отчетности определяется наличием всех предусмотренных порядком ее составления форм отчетности, разделов (частей) форм отчетности, граф и строк форм отчетности.

4.3. Степень достоверности бюджетной отчетности определяется наличием в формах отчетности всех предусмотренных порядком ее составления числовых, натуральных и иных показателей, соответствием указанных показателей значениям, определенным в соответствии с порядком составления отчетности и ведения учета.

4.4. В ходе проведения внешней проверки следует сформировать обоснованное мнение о наличии или отсутствии существенных фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности.

4.5. Основное внимание следует уделять ГАБС, у которых сосредоточена основная часть объектов учета и хозяйственных операций, наибольшим по стоимостной оценке объектам и операциям, а также объектам и операциям с высоким риском недостоверного отражения. Также следует учитывать степень влияния показателей деятельности ГАБС на исполнение бюджета или их зависимость от него (приоритет отдается показателям, более тесно связанным с исполнением бюджета).

4.6. По итогам оценки полноты и достоверности, соблюдения порядка составления и представления отчетности делаются следующие выводы:

-       о соответствии отчета об исполнении бюджета бюджетному законодательству;

-       о соблюдении сроков формирования и представления отчетности;

-       о полноте состава и внутренней согласованности данных отчетности (в том числе за разные периоды);

-       о соблюдении требований составления бюджетной отчётности, установленных приказами финансового органа;

-       о достоверности бюджетной отчётности;

-       о проведении мероприятий, установлении проблем и нарушений в ходе инвентаризаций, внутреннего финансового контроля и аудита.

4.7. В ходе проверки организации исполнения бюджета рассматривается полнота выполнения текстовых статей решения о бюджете, соответствие сводной бюджетной росписи решению о бюджете и формируются выводы по вопросам правового обеспечения исполнения бюджета, состава участников бюджетного процесса, составления и ведения других бюджетных документов, учета и санкционирования оплаты бюджетных и денежных обязательств. Приоритет отдается вопросам соблюдения новых требований законодательства к порядку организации исполнения бюджета и осуществлению новых (введенных с отчетного года) процедур.

4.8. В ходе проверки исполнения решения о бюджете рассматривается соблюдение (выполнение) бюджетных назначений (в том числе предельных) по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, объему заимствований, муниципальному долгу, бюджетным кредитам и гарантиям. В зависимости от экономической и правовой природы бюджетных назначений рассматриваться может их соблюдение (непревышение) и (или) достижение (выполнение).

Процент (доля) исполнения бюджетных назначений, достижение целевых показателей муниципальных программ рассматриваются как индикаторы достижения установленных результатов бюджетной деятельности и степени ее эффективности. При этом вывод о степени эффективности бюджетной деятельности (использования бюджетных средств) может делаться в случае, если в ходе внешней проверки и (или) ранее проведенных мероприятий была получена информация о причинах и последствиях неисполнения бюджетных назначений.

4.9. При анализе отдельных направлений поступлений в бюджет и выплат из бюджета (видов финансовых активов и обязательств) приоритет отдается тем аспектам, которые оказывают существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности или полноту исполнения бюджетных назначений. Контроль по отдельным направлениям может осуществляться для проверки устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее, а также оценки необходимости проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему вопросу.

4.10. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе внешней проверки, анализируется и обобщается. Готовятся предложения по совершенствованию исполнения бюджета, использованию имущества, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.

4.11. Конкретный набор вопросов проведения внешней проверки определяется ее участниками исходя из сроков проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей исполнения решения о бюджете, возможности использования полученных результатов в ходе других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

5. Организация внешней проверки бюджета

5.1.Внешняя проверка включается в годовой план работы контрольно-счетной палаты на основании положений БК РФ,  Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

5.2. Ответственным за проведение внешней проверки является должностное лицо, определенное в соответствии с распоряжением контрольно-счетной палаты.

5.3. Организация внешней проверки осуществляется исходя из установленных законодательством этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и предусматривает следующие три основные этапа:

-       подготовительный этап;

-       основной этап;

-       заключительный этап.

5.4. На подготовительном этапе внешней проверки изучается содержание следующих документов:

-       Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и мероприятий по реализации их основных положений;

-       основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Российской Федерации, Еврейской автономной области,  муниципального района;

-       основных итогов социально-экономического развития муниципального района за отчетный финансовый год;

-       бюджетного прогноза (проекта бюджетного прогноза, проекта изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

-        муниципальных программ (проектов муниципальных программ, проектов изменений указанных программ);

-       решения о бюджете за отчетный финансовый год;

-        нормативных правовых актов, действующих в отчетном периоде и содержащих требования к нормативным правовым актам, необходимым для организации и обеспечения исполнения бюджета в отчетном финансовом году, а также к решениям о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;

-        нормативных правовых и иных распорядительных документов, действующих в отчетном периоде и регламентирующих процесс организации и исполнения бюджета в отчетном финансовом году, а также устанавливающих требования к решениям о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;

-                  при необходимости, другие документы (материалы), необходимые для подготовки организационно-распорядительных документов, в частности, программы внешней проверки.

5.5. На данном этапе осуществляется также подготовка запросов на предоставление информации для проведения анализа бюджета, оформление необходимых организационно-распорядительных документов, определение конкретных сроков подготовки заключений контрольно-счетного органа на годовую бюджетную отчетность, на годовой отчет об исполнении бюджета.

5.6. В ходе основного этапа внешней проверки осуществляются:

-       проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС;

-        проверка, анализ и оценка обоснованности основных показателей годового отчета об исполнении бюджета;

-        оценка и анализ материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета, и информации по направленным запросам.

5.7. На заключительном этапе внешней проверки осуществляется подготовка заключения контрольно-счетной палаты с учетом результатов проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС и направление его главе муниципального района и в Собрание представителей Алагирского района.

6. Подготовка заключения по результатам внешней проверки

6.1. Подготовка заключения контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета осуществляется в сроки, установленные контрольно-счетной палатой в соответствии требованиями бюджетного законодательства.

6.2. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС и их деятельности по исполнению бюджета в отчетном году оформляются в порядке, установленном контрольно-счетной палатой.

6.3. Структура заключения контрольно-счетной палаты по результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС может включать следующие основные разделы:

-       общие положения (должностные лица, несущие ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности, сроки и полнота представления отчетности, предмет проверки и т.д.);

-       организационный раздел (основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура субъекта бюджетной отчетности, количество подведомственных учреждений и т.д.);

-       результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);

-       анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);

-       прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (в том числе мероприятия внутреннего и внешнего контроля, меры по устранению нарушений, особенности ведения учета и т.д.)

-       выводы по результатам внешней проверки.

6.4. Структура заключения контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и структуры решения о бюджете (в том числе принципов построения бюджетной классификации) и может включать следующие основные разделы:

-       общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета и т.д.);

-       общая характеристика исполнения бюджета;

-       исполнение доходной части бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений;

-       исполнение расходной части бюджета, включая общую оценку расходов, анализ расходов на основе перечня муниципальных программ с учетом разделов и подразделов классификации расходов;

-       анализ бюджетных инвестиций;

-       анализ дебиторской и кредиторской задолженности субъектов бюджетной отчетности;

-       оценка дефицита (профицита) бюджета и источников финансирования дефицита, включая бюджетные кредиты;

-       анализ долговых и гарантийных обязательств;

-       общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

-       объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ;

-       общие итоги внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС;

-       выводы и рекомендации;

-       приложения.

6.5. В заключении контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета дается оценка основных, наиболее значимых итогов и результатов исполнения бюджета, включая исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета за отчетный финансовый год, а также оценка объема и структуры долговых и гарантийных обязательств.

6.6. В заключении контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены все установленные факты неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в решении об исполнении бюджета. В заключении отражаются основные факты неполноты и недостоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств исходя из их существенности.

Грубыми нарушениями признаются факты неполноты и недостоверности отчетности, в случае устранения которых значение числового показателя строки (графы) формы сводной бюджетной отчетности об исполнении бюджета изменится не менее чем на 10%. В случае, если до устранения неполноты и недостоверности значение числового показателя было равно нулю, критерий существенности применяется к показателю более высокого уровня (в который включается значение рассматриваемого показателя). В случае разнонаправленных искажений (и в большую и в меньшую стороны) учитывается сумма их абсолютных значений (без учета знака).

6.7. Выводы и предложения должны соответствовать структуре и содержанию заключения, отражать причины наиболее существенных отклонений и нарушений, допущенных в ходе исполнения бюджета. В выводах необходимо указывать возможные последствия нарушений в случае их несвоевременного устранения, а также, при необходимости, вносить предложения (рекомендации) по совершенствованию бюджетного процесса и нормативно-правовых актов по финансово-бюджетным вопросам, эффективности использования бюджетных средств.

6.8. При направлении предложений об устранении фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности, иных нарушений нормативных правовых актов следует исходить из того, что на момент завершения внешней проверки бюджетная отчетность за отчетный год уже принята и консолидирована в отчетности об исполнении консолидированного бюджета.

6.9. Заключение контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета должно отвечать требованиям объективности, своевременности, обоснованности, четкости и доступности изложения. В заключении рекомендуется отражать как положительные, так и отрицательные моменты, выявленные в ходе внешней проверки.

7. Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки

7.1. Заключение контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении бюджета готовится в порядке, установленном контрольно-счетной палатой, с учетом сроков его направления главе муниципального района и в Собрание представителей района, установленных БК РФ, решением о бюджетном процессе.